Формирование УУД на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС
Тема моего выступления “Формирование УУД на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС”.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий». Они обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. Формирование УУД на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:
- Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
- Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
- Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.
Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
- во-первых, наличием специальных технических средств,
- во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки.
- в-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;
- в-четвёртых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся.
Виды и функции УУД:
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
Личностные УУД
Рассмотрим подробнее некоторые универсальные учебные действия, которые могут быть сформированы на уроках информатики.
- Создание комфортной здоровьесберегающей среды.
- Условия для самопознания и самореализации. (создание сайтов, самопрезентаций)
- Условия для получения знаний и навыков (использование форумов при изучении определенных тем)
- Действие в собственных интересах, завоевание авторитета (ученики постоянно принимают в городских и областных олимпиадах и конкурсах по информатике, ГайИнфо, ОренИнфор, информашка.)
Регулятивные УУД
- Умение ставить личные цели и определять учебные цели.
- Умение принимать решение.
- Осуществление индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные УУД
- Планирование, анализ, рефлексия. Оценивание
- Гипотезы и факты.
- Навыки владения техникой (Изучение устройств компьютера)
- Умение работать со справочниками, инструкциями. (Изучение техники безопасности, изучают как работать в программах WordPad, Paint, чертежник, языки программирования)
- Создание целостной картины мира на основании собственного опыта.
Коммуникативные УУД
- Владение формами устной речи (ученики выступают с защитами проектов, презентаций, выполнение самостоятельной работы в парах либо в группах
- Диалог «человек» – «техническая система». (Работа с диалоговыми окна в различных приложения)
- Владение телекоммуникациями. (Задания: Создание текстовых документов, создание презентаций, электронная переписка)
- Умение работать в группе. (Выполнение различных проектов, выполнение заданий на уроках)
Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.