Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством ИКТ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством ИКТ является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Во всем мире сегодня говорят об экономическом кризисе, но наиболее опасным является кризис нравственных ценностей личности, кризис духовной общности людей, поскольку он лишает любую страну будущего.
Формируя духовно-нравственную личность можно использовать информационные технологии. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Включение ИКТ в воспитательный процесс.
Использование ИКТ в условиях школы позволяет повысить культуру ребенка по отношению к окружающему миру и усилить образовательные и воспитательные эффекты. Если учитель успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал мероприятия, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга.
У ребят воспитывается ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование.
Компьютер является информационно-обучающим пособием. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, что также способствует воспитанию духовно-нравственной личности человека.
Мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивают духовную направленность.
Применение информационных технологий позволяет решить следующие задачи:
Приобщение учащихся к общечеловеческим культурным ценностям, так как просмотренные и прокомментированные слайды, а также встроенное звуковое сопровождение становятся “узнаваемыми” в дальнейшем процессе культурологической социализации личности
Воспитание у школьников исторического подхода к явлениям, так как педагогический комментарий к показу слайдов имеет обязательный исторический контекст.
Привлечение внимания учащихся к определенным нравственно-воспитательным понятиям путем подбора изобразительного ряда в каждой конкретной беседе не по признаку внешней классификации (авторство, художественная школа, историческая эпоха и т.п.), а преимущественно, в контексте соподчиненности материала заложенным целям и задачам.
Более глубокое усвоение нравственных ценностей на фоне запоминающегося зрительного ряда (по принципу “Лучше один раз увидеть”) с активизацией ассоциативного мышления, что становится особенно актуальным при почти полном отсутствии нравственных ориентиров и образов в современной молодежной субкультуре.
Закрепление пройденного материала путем выборочного возврата к ранее просмотренным слайдам через простое использование функций компьютерной программы.
Преимущества использования ИКТ:
- доступность тиражирования изобразительного и звукового материала;
- неограниченная возможность пополнения базы данных;
- большие возможности обмена опытом, представляемые современными технологиями;
- доступность иллюстративного материала в любой области культуры и естествознания;
- широкие возможности адаптации материала для конкретной аудитории;
- минимальные финансовые затраты на иллюстративный материал
- доступность используемой компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint.
Работа эта очень сложная, но очень важная, и ее нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей, какими они вырастут людьми.
Необходимо постоянно напоминать учащимся о том, что применение информационных технологий должно оцениваться и осмысливаться, прежде всего, в духовно-нравственном аспекте. Эти принципы выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.
Психологические особенности использования ИКТ.
ИКТ повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель хорошо представляет и понимает психологические основы их применения.
Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого.
Распределение внимания одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому на экране главное изображение выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики.
Все хорошо в меру – правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать “вторым золотым правилом” воспитания и обучения. Любое самое великолепное средство или метод обречены на провал, если учитель теряет чувство меры в их использовании.
Опыт использования информационных компьютерных технологий в практической работе по духовно-нравственному.
Информационные технологии уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в XXI веке получили широкое распространение.
Использование информационных технологий в практической работе носит в большей степени комплексный характер.
Применение компьютерных технологий позволяет выстроить беседу и подобрать изобразительный и звуковой материал с учетом конкретной аудитории: небольшой класс или заполненный актовый зал, школьное собрание или педагогическая конференция.
Использование аудио средств.
Использование видеофильмов.
Интернет ресурсы.
Создание мультимедийных презентаций.
В нашей жизни мультимедийные презентации имеют очень широкий спектр применения. Мы часто используем такие виды мультимедийных презентаций как иллюстрированные словари, фотогалереи, анимированные схемы, каталоги. Порой презентации содержат различные видеофрагменты и озвучиваются профессиональными дикторами.
Отметим следующие преимущества мультимедийных презентаций:
- Использование различных мультимедийных презентаций оживит любой материал и упрощает восприятие презентации.
- Динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов в презентации подымает интерес учащихся.
- Мультимедийные презентации созданная к определенному событию, позволит быстро ознакомиться с наиболее важной информацией.
- Разработанные презентации можно использоваться как раздаточный или иллюстрирующий материал.
Разработка мультимедиа-презентации – это в первую очередь создание ее основы, анимированного ролика, содержащего в себе нужную информацию в виде текста, изображений, диаграмм.
Иллюстрации.
Участие в интернет конкурсах, конференциях, фестивалях
Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательном учреждении осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через систему тематических внеклассных мероприятий, участие в творческих конкурсах и олимпиадах духовно-нравственной направленности.
В течение ряда лет учащиеся нашей школы являются активными участниками муниципальных и областных конкурсов по информационно-коммуникационным технологиям:
- ГайИнфо – 2013, НПК «Первые шаги» – 1 место, проект «Сайт зимних олимпийских игр 2014 года».
- ОренИнфо 2013 – 2, 3 место, проекты «Сайт зимних олимпийских игр 2014 года», «Сайт детского сада №56 г. Орска»
- НПК «Галилео» -2015 – 1 место, «Сайт чемпионата Европы по футболу 2016»
- ОренИнфо 2016 – участие, «Сайт чемпионата Европы по футболу 2016»
В этом учебном году ученики 9 «А» класса (Кончкин Данила, Тегай Алексей, Галузинский Владимир, Андреянов Костя) разрабатывают новый сайт Виртуального музея нашей школы.
Благодаря целенаправленной деятельности по духовно-нравственному развитию учащиеся, посещающие кружки по информатике, следят за спортивными событиями России и Европы, ведут здоровый образ жизни, изучают историю школы.
Заключение.
Важно помнить, что одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.