5 класс. Урок 2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
Разработка урока по информатике для 5 класса, учебник Л.Л. Босова, тема «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией».

Планируемые образовательные результаты:
- предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;
- метапредметные – основы ИКТ-компетентности;
- личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Решаемые учебные задачи:
- расширение представления школьников о сферах применения компьютеров;
- формирование представления об информатике как науке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютеров;
- актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях;
- закрепление знания правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе и дома;
- закрепление навыков работы с электронным приложением к учебнику.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- универсальный объект;
- компьютер;
- аппаратное обеспечение:
- процессор; o память;
- оперативная память;
- жесткий диск;
- монитор;
- клавиатура
- техника безопасности.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику: 1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»; 2) презентация «Компьютер на службе у человека»; 3) презентация «Техника безопасности»; 4) плакат «Компьютер и информация»; 5) плакат «Техника безопасности»; 6) игра «Пары».
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1) анимация «Компьютер. Его роль в жизни человека» (196591); 2) анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение» (196605).
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
1 | Организационный момент | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД:
– формирование навыков самоорганизации – формирование навыков письма
|
|
2 | Запись домашнего задания. | §2 читать+задание на сайте (РТ №20)
|
Работа с дневниками | |
3 | Проверка домашнего задания | 1) экспресс-опрос по вопросам 1–2 к §1
2) визуальная проверка кроссворда |
1) Читают, отвечают на вопросы
а) Информация – это любые сведения об окружающем нас мире. б) Действия с информацией – это действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации. №2. Вид информации Чувство Орган Зрительная Зрение Глаза Звуковая Слух Уши Вкусовая Вкус Язык Обонятельная (запах) Обоняние Нос Осязательная (ощущение) Осязание Кожа |
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска
|
4 | Формулирование темы и целей урока | -Посмотри видео фрагмент. Скажи почему компьютер называют универсальной машиной для работы с информацией?
-Ответив на этот вопрос, вы узнали тему урока. – Но знать для чего компьютер предназначен мало. Надо еще знать, как он устроен. Назовите в связи с этим цель урока. |
– он может обрабатывать различные виды информации и применяется людьми разных профессий.
-«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией» – узнать как компьютер устроен;
|
Регулятивные УУД:
– развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Познавательные УУД: – развитие логического мышления, -поиск и выделение и необходимой информации; -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные УУД: – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов -умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
5 | Изучение нового материала | – На этапе изложения нового материала необходимо в процессе беседы с учениками рассмотреть сферы применения компьютера – можно предложить школьникам поочерёдно комментировать «профессии» компьютера по презентации «Компьютер на службе у человека»; можно организовать просмотр и обсуждение анимации «Компьютер. Его роль в жизни человека». Главное – подвести ребят к пониманию того, что компьютер является универсальной машиной для работы с информацией, дать понятие о науке информатике. При рассмотрении основных устройств компьютера также необходимо учитывать имеющиеся знания школьников в этой области. Беседу с учениками следует сопровождать демонстрацией соответствующих устройств или их изображений (анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение»).
– Учитель показывает все устройства компьютера.
|
Ученики внимательно слушают и смотрят презентацию. Запоминают как выглядят устройства компьютера.
На столе учителя подключают модули оперативной памяти, видео карту, процессор, блок питания к материнской плате. |
|
6 | Закрепление | Закрепить полученные знания лучше всего при выполнении заданий №15, №16, №17 (выполняется по группам), №19. №21 в РТ. После этого целесообразно провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера (№22 в РТ). После этого повторяются правила техники безопасности и организации рабочего места за компьютером. | – выполняют задания самостоятельно ( тетради с классной работой собираются для проверки)
|
Личностные УУД:
Действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение.
|
7 | Компьютерный практикум | – Запомни названия устройств компьютера с помощью игры «Пары» | – играют в игру «Пары» | Личностные УУД:
– развитие зрительной памяти Коммуникативные УУД: – умение работать в парах, развитие диалогической речи |
8 | Итоги урока, рефлексия | Можете ли вы назвать тему урока?
– Вам было легко или были трудности? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Какое задание было самым интересным и почему? – Как бы вы оценили свою работу?
|
Работа с дневниками | Личностные УУД:
– развитие самооценки
|

Спасибо! Хорошие видео для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. Материалы к урокам прекрасные. Еще раз спасибо создателям!!!
Спасибо, за теплые слова!